Правила сайта FAQ Мини-чат
Для добавления необходима авторизация!
09.11.2024, Суббота, 13:26


  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Iron_Unit  
Немного из истории бронетанковой техники
Сообщение #1
История бронетанковой техники и не только

Уважение: 55
Награды: 8
Облучение: 0%
Сообщение #2
Тяжелый танк PzKpfw VI Ausf Н «Тигр»




«Тигр» по праву считается самым известным немецким танком. Тактико-технические требования по созданию машины, получившей впоследствии название «Тигр», военный заказчик дал танкостроителям еще в 1937 г., однако проект «прорывного танка» положили под сукно после того, как были проведены испытания предложенных фирмой «Хеншель» опытных образцов.

В 1941 г. запылившиеся папки проекта вновь достали на свет божий - теперь Вермахт как никогда ранее нуждался в тяжелом танке с 88-мм пушкой.

Сделаю небольшое отступление



Прежде чем дело дошло до заказа на изготовление опытных образцов, который получили две фирмы, «Хеншель» и «Порше», требования менялись по меньшей мере дважды. Заказчик ожидал, что производственники продемонстрируют свои детища в день рождения Гитлера, 20 апреля 1942 г. Обе компании представили весьма сходные образцы и обе получили заказы на выпуск серийных изделий под наименованиями PzKpfw VI «Тигр» и «Тигр (Р)» («Порше»). (Версия фирмы «Хеншель» оказалась лучше, она была более простой в изготовлении и не страдала от разного рода технических проблем, как та, что была предложена «Порше». «Тигр» фирмы «Хеншель» начал в спешном порядке запускаться в серию и с августа 1942 г. поступать в действующие части - на Ленинградский фронт, где местность особенно не благоприятствовала применению таких массивных машин и где «Тигр» стал вскоре привлекать повышенное внимание расчетов противотанковых пушек. Несколько успешнее действовал танк в Тунисе, куда попал вскоре после дебюта под Ленинградом.

В Африке машина также вызвала огромный интерес со стороны союзников. Зенитом славы «Тигра» должна была стать середина лета 1944 г. Считалось, что высадившихся в Нормандии союзников смогут остановить (или даже едва-едва не остановили) «Тигры». Заговорили даже о «тигровом терроре». Однако «Тигр» являлся обычным танком, просто обладавшим лучшей броней и вооружением, чем британские и американские танки, с которыми ему приходилось встречаться в 1944 г.
Обслуживаемый опытным экипажем, «Тигр» на протяжении всего лишь одного боя мог уничтожить дюжину противостоявших ему танков союзников и при благоприятном стечении обстоятельств выйти из поединка целым и невредимым*. Несмотря на свое грозное вооружение и толстую броню, «Тигр» представлял собой сложную, громоздкую и весьма уязвимую для атак с кормы боевую бронированную машину. Между чередующимися опорными катками, являвшимися немецкой инновацией в области танкостроения, забивалась грязь, которая - особенно весной и осенью и особенно в России - к утру часто замерзала, лишая танк способности двигаться. Выпуск «Тигров» закончился в августе 1944 г. после того, как было выпущено 1354 единицы, но «Тигры» продолжали сражаться до самого конца войны - последние из них дрались на улицах Берлина в мае 1945 г.

В 1942 году Гитлер предложил проверить прототипы тяжелых танков в бою и 20 апреля 1942 года, в день его рождения, две опытные машины были показаны имениннику (хороший подарочек).
Гитлеру сразу понравилась машина Порше (я говорю про танк), он с особым вниманием осматривал модель, выслушивал объяснения конструкторов. На осмотр танка фирмы Хеншель фюрер потратил всего пару минут.
После последовали испытания на скорость где детище Порше развило 50 км/ч, а VK4501(H) 45 км/ч (при этом двигатель разогрелся настолько, что была угроза возгорания). Далее, по просьбе Курта Арнольда (главный инженер фирмы Хеншель), провели сравнительные испытания на маневренность, тут то VK4501(H) показал себя во всей красе. Многотонная машина крутилась на пятачке как юла.


VK4501(P) наоборот хорошей маневренностью не отличалась. Из-за своей сырой электротрансмиссии, машине, с огромным трудом, давался даже простой поворот на 90 градусов.



Все главные недостатки и достоинства новых танков были выявлены по ходу испытаний на полигоне Берка в мае 1942 года.
Вот тут то «любимчик Гитлера» показал все свои минусы. Главным недостатком VK4501(P) осталась коробка передач, а также плохая проходимость, маневренность и малый запас хода (всего 50 км). Все это не давало шансов танку выйти в серийное производство. Предпочтение отдали машине Хеншеля. Она получила название Pz.Kpfw VI Tiger Aust.H1.
Но и Порше не оставили обиженным. Шасси от VK4501(P), в количестве 90 щтук, было решено использовать в качестве базы для тяжелой самоходной установки с 8,8 см орудием. Назвали самоходку в честь доктора Порше - «Фердинанд».

Первые бои




С самого начала было ясно, что по-настоящему массовой машиной Pz VI не станет: возможности промышленности Германии были ограничены. Стало быть, на ней будут воевать лучшие из лучших, о которых надо особо позаботиться. Так, машинное отделение, где располагался мотор и баки с топливом, было отделено от боевого бронеперегородкой. И если начинался главный кошмар танкистов – пожар, то у экипажа был шанс спастись. Была в танке и система автоматического пожаротушения.

Вождение танков в те времена было тяжелой работой, требующей высокой квалификации. «Тигр» – исключение. Вместо традиционных рычагов у водителя был штурвал, напоминающий обычный автомобильный руль. Нужно было только поворачивать его – все остальное делали гидравлические сервоприводы. Плавность хода, которой могли позавидовать представительские автомобили, обеспечивалась уникальной конструкцией ходовой части. Расположенные в шахматном порядке переслаивающиеся опорные катки хорошо перераспределяли массу на широченные гусеницы, а независимая торсионная подвеска успешно боролась с колебаниями. (Т-34 с пружинной подвеской так и не смог избавиться от продольных колебаний корпуса, сильно мешающих прицельной стрельбе.) С другой стороны, шахматное распределение катков имело недостатки. Достаточно было «Тигру» несколько часов постоять на морозе, как набившаяся между катками грязь превращалась в монолит. Говорят, наши войска нарочно откладывали атаку до заката, чтобы ударить по морозцу, когда «Тигры» обездвиживались.

Принятно считать, что «Тигр» был тяжелым и неповоротливым. Тяжелым – да. Но маневренность была превосходной, что и использовал в бою Михаэль Виттман. Башня «Тигра» вращалась медленно (полный оборот за 1 мин), но по команде Виттмана водитель поворачивал в нужную сторону весь корпус. На нейтральной передаче при вращении гусениц в разные стороны танк мог развернуться на месте.

Вне полей сражений на свет вылезали недостатки: почти 57 т веса – проблемы с преодолением мостов, с эвакуацией подбитых машин; большие габариты – трудности с перевозкой по железной дороге; сложность механизмов отзывалась множеством поломок. Но боевые качества искупали все.
При всем своем техническом совершенстве, «Тигр» был чрезвычайно сложен в производстве. Цена одного танка достигала 800 тыс. рейхсмарок – за эти деньги можно было купить три истребителя Messerschmitt Bf-109. Поэтому за всю войну «Тигров» было выпущено всего 1350. Для сравнения – тираж основного противника «Тигра» Т-34 составил около 70 тыс.

Тактико-технические характеристики PzKpfw VI Ausf Н «Тигр»
• Страна-изготовитель: Германия
• Основное вооружение: одна 88-мм пушка KwK 36
• Вспомогательное вооружение: два 7,92-мм пулемета MG 34 (один, спаренный с пушкой, один, установленный в корпусе)
• Боевая масса: 56 т
• Длина: 8,26 м
• Ширина: 2,82 м
• Высота: 2,86 м
• Скорость по шоссе: 37 км/ч
• Запас хода по шоссе: 117 км
• Экипаж: пять человек


Командир танка, лейтенант Б.В. Смелов показывает пробоину в башне немецкого танка «Тигр», подбитого экипажем Смелова, лейтенанту Лихнякевичу (подбившему в последнем бою 2 фашистских танка) . Эту пробоину сделал обычный бронебойный снаряд из 76-миллиметрового танкового орудия.
Известная фотография, которая часто использовалась в пропагандистских целях, показывая, что новейшие и сильнейшие в то время немецкие тяжелые танки PzKpfw VI «Тигр» можно бить и на значительно менее мощном Т-34. Реальные обстоятельства, в которых сделан снимок, неизвестны: судя по кучности попаданий снарядов самых разных калибров, танк мог быть обстрелян и в бою, и после боя (для учебы артиллеристов) и на полигоне.
О судьбе Б.В. Смелова ничего не известно, а вот о втором танкисте: Лихнякевич Виктор Леонидович, 1918 года рождения. До войны жил в Киеве. Член ВКПб. Старший лейтенант. Командир танкового батальона 108 танковой бригады 9 танкового корпуса 1 Белорусского фронта. Убит в бою 18 февраля 1945 года. Похоронен на территории Германии.

Захваченный американцами в Тунисе немецкий тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр».

* Хотелось бы найти подтверждение такого факта. Кроме похожего на сказку описание боя 13 июня 1944 года Михаэля Виттман (нем. Michael Wittmann) уничтожевшего за один бой 12 бронетранспортеров, 6 средних и 3 легких танка, и в сопровождении с тремя «Тиграми» в тот же день еще 25 «Шерманов», «Кромвелей» и «Комет»! http://www.achtungpanzer.eu/

http://wikipedia.dn.ua
http://waralbum.ru/
http://www.popmech.ru/

Сообщение отредактировал Guard - Среда, 14.03.2012, 13:30


Уважение: 55
Награды: 8
Облучение: 0%
Сообщение #3
Средний Танк Т-34




27 февраля 1939 года состоялось заседание комитета обороны, на нем рассматривали чертежи и макеты двух новых танков: А-20 и А-32. Эти проекты были разработаны под руководством Михаила Кошкина. В то время он возглавлял конструкторское бюро харьковского завода № 183. По итогам заседания Кошкину было поручено изготовить оба танка в металле. Внешне обе машины выглядели почти одинаково, но сравнительные ходовые испытания показали что у А-32 есть резерв по увеличению веса. Этот резерв и использовали для установки более толстой брони без существенных потерь остальных характеристик. После учета недостатков, выявленных в ходе испытаний А-20 и А-32, были созданы два опытных экземпляра с увеличенной до 45 мм лобовой броней. Они получили индекс А-34.
19 декабря 1939 г. постановлением № 443 Комитета обороны при Совете Народных Комиссаров СССР А-34, получивший серийный индекс Т-34, был принят на вооружение.
В феврале-апреле 1940 г. оба опытных А-34 совершили пробег по маршруту Харьков–Москва–Харьков, а также прошли полигонные испытания.
Оценка танка Т-34 и KB-1 работниками Абердинского испытательного полигона США, представителями фирм, офицерами и членами военных комиссий, проводивших испытания танков

(Заранее прошу прощение за то что оценка зарубежных специалистов, но отечественных отзывов что то не нашел….)

Танки были переданы в США советской стороной в конце 1941 г. для ознакомления.


Для 1941 года танк Т-34 был новым. Ничего подобного в немецких «Панцерваффе» того периода по толщине брони и вооружению не имелось. Первые встречи с ним произвели на немцев неизгладимое впечатление.

Первые бои

Первый бой немецких танковых частей с "Т-34" состоялся уже в первый день войны. Передовой отряд 3-й танковой группы Г. Гота, 7-я танковая дивизия, не встретив серьезного сопротивления на границе, уже к полудню 22 июня дошла до переправ через Неман у города Алитус (Олита). Особенностью этой дивизии было оснащение танками чешского производства "38 (t)", вооруженными 37-мм пушкой. Таких танков было 167 штук, помимо них в дивизии было 53 "Pz.II", 30 "Pz.IV" и 15 невооруженных командирских танков. Мосты у Алитуса были подготовлены к взрыву, но в ночь на 22 июня охрана получила приказ из штаба округа снять заряды. Не исключено, что настоящим автором этого "приказа" был "Бранденбург". Но так или иначе, передовым частям немцев удалось захватить и северный и южный мосты через Неман у Алитуса неповрежденными. У мостов они встретились с частями советской 5-й танковой дивизии. Главным козырем наших войск в этом бою были 50 новейших танков "Т-34", полученных дивизией в марте 1941 г. Помимо этого, соединение насчитывало 30 трехбашенных средних танков "Т-28" и 170 легких "БТ-7". Когда 20 танков "38 (t)" пересекли северный мост, 21-й танк был подбит выстрелом "Т-34" из засады. Попытки подбить "Т-34" из 37-мм пушки чешского танка, разумеется, были безуспешными. Расширить плацдарм у северного моста и выбить окопанные "Т-34" немцам не удалось. Основная тяжесть боя легла на артиллерию 7-й дивизии, к тому же вечером на выручку подтянулись танки еще одной немецкой танковой дивизии - 20-й. Это позволило укрепить северный плацдарм и при поддержке огня тяжелой артиллерии развить с него наступление во фланг и тыл частям 5-й танковой дивизии, удерживающей позиции на южном плацдарме. Под угрозой окружения советские танкисты вынуждены были отойти.

Вот как писал об этом один немецких асов-танкистов Отто Кариус в своей книге «Тигры в грязи» :

«Еще одно событие ударило по нам, как тонна кирпичей: впервые появились русские танки "Т-34"! Изумление было полным. Как могло получиться, что там, наверху, не знали о существовании этого превосходного танка?. "Т-34" с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны. Что нам было делать с этими чудовищами, во множестве брошенными против нас? В то время 37-мм пушка все еще была нашим сильнейшим противотанковым оружием. Если повезет, мы могли попасть в погон башни "Т-34" и заклинить его. Если еще больше повезет, танк после этого не сможет эффективно действовать в бою. Конечно, не очень-то обнадеживающая ситуация! Единственный выход оставляло 88-мм зенитное орудие. С его помощью можно было эффективно действовать даже против этого нового русского танка. Поэтому мы стали с высочайшим уважением относиться к зенитчикам, которым до этого от нас доставались лишь снисходительные улыбки».

А вот выдержка из книги Пауля Кареля «Гитлер идет на Восток»:

«Но самым грозным противником стал советский Т-34 - бронированный гигант длинной 5,92 м, шириной 3 м и высотой 2,44 м, обладавший высокой скоростью и маневренностью. Весил он 26 тонн, вооружен 76-мм пушкой, имел большую башню, широкие траки гусениц и наклонную броню. Именно недалеко от реки Стырь стрелковая бригада16-й танковой дивизии впервые столкнулась с ним. Истребительно-противотанковая часть 16-й танковой дивизии быстро выдвинула на позиции свои 37-мм противотанковые пушки. По танку противника! Дальность 100 метров. Русский танк продолжал приближаться. Огонь! Попадание. Еще одно и еще одно пропадание. Прислуга продолжала отсчет: 21, 22, 23-й 37-мм снаряд ударил в броню стального колосса, отскочив от нее, как горох от стенки. Артиллеристы громко ругались. Их командир побелел от напряжения. Дистанция сократилась до 20 метров. - Целься в опору башни, - приказал лейтенант. Наконец то они достали его. Танк развернулся и начал откатываться. Шариковая опора башни была поражена, башню заклинило, но в остальном танк оставался неповрежденным. Расчет противотанкового орудия вздохнул с облегчением. - Ты это видел? - спрашивали артиллеристы один другого. С того моментаТ-34 стал для них жупелом, а 37-мм пушка, так хорошо зарекомендовавшая себя в прежних кампаниях, получила презрительное прозвище «армейского дверного молоточка » ».

Тактико-технические характеристики
среднего танка Т-34 обр. 1940 года
Масса в снаряженном состоянии: 26000 кг
Экипаж: 4 чел
Длина: 5920 мм
Ширина: 3000 мм
Высота: 2410 мм
Клиренс: 400 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 3720 мм
Ширина траков: 550 мм
Удельное давление на грунт: 0,64 кг/см кв.
Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона: 45 мм/30°
Башня/угол наклона: 52 мм/60°
Борт/угол наклона: 45 мм/45°
Корма/угол наклона: 40-45 мм/45°
Крыша: 20 мм
Днище: 20 мм
Вооружение:
76,2-мм пушка Л-11 обр. 1940 г, два 7,62-мм пулемета ДТ

Замаскированный советский танк Т-34-76 на восточном берегу Дона при обороне Сталинграда.




Танк Т-34 на Невском проспекте Ленинграда.




Советский танк Т-34 с танковым десантом перед атакой, Юго-Западный фронт




Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.

Танк Т-34 у входа в Центральный музей ВС Москва




Т-34 Парк Ленинского комсомола Донецк




Т-34 образца 1943 Берлин




http://waralbum.ru
http://armor.kiev.ua/
http://retroexotica.com.ua
А. В. Исаев «Десять мифов Второй мировой»

Уважение: 55
Награды: 8
Облучение: 0%
Сообщение #4
Средний танк PzKpfw III




Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны до их полного уничтожения в боях. Последние записи о боевом применении PzKpfw III в штатном составе подразделений вермахта датируются серединой 1944 года, одиночные танки воевали вплоть до капитуляции Германии.

Хотя Германии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне, по условиям Версальского мирного договора было запрещено иметь бронетанковые войска, работы по созданию бронетехники велись в ней уже с 1925 года. Первым танком, запущенным в итоге стал лёгкий танк PzKpfw I, в то время известный под кодовым обозначением «малый трактор», (нем. Kleintraktor), разработка которого велась с 1930 года. Вместе с тем, недостатки PzKpfw I, имевшего экипаж из двух человек, пулемётное вооружение и противопульное бронирование, были очевидны ещё на этапе его проектирования.
Поэтому уже вскоре Управлением вооружений рейхсвера была сформулирована необходимость разработки более тяжёлых танков.
В феврале 1934 года Управлением вооружений был организован конкурс на разработку нового танка, получившего кодовое обозначение «танк командира взвода» (нем. Zugführerwagen) или Z.W. После исследования возможностей различных компаний, к участию в конкурсе были приглашены четыре фирмы: «Даймлер-Бенц», «Крупп», M.A.N. и «Рейнметалл»

После изучения предварительных проектов, представленных «Даймлер-Бенц», M.A.N. и «Рейнметалл», Управлением вооружений летом 1934 года были выданы заказы на производство прототипов. По результатам испытаний, было выбрано шасси «Даймлер-Бенц», первый экземпляр которого был собран в августе 1935 года. В дополнение к первым шасси, обозначавшимся как Z.W.1 и Z.W.2, «Даймлер-Бенц» получила контракт на создание ещё двух улучшенных прототипов — Z.W.3 и Z.W.4. Два прототипа башен «Крупп» были закончены ещё в августе 1934 года, но окончательно они были выбраны только после сравнительных испытаний их вместе с башнями «Рейнметалл» на прототипах шасси. За период 1937-1943гг было выпущено PzKpfw III различных модификаций «A.C.D.E.F.G.J.J1.L.M.N» 5733шт. К примеру PzKpfw III А. имел по стороне борта 5 спаренных обрезиненных катков и лобовую броню 15мм, а серия PzKpfw III В из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на двух полуэллиптических листовых рессорах, серия PzKpfw III Е имела лобовую броню 30мм



ТТХ ранних модификаций Pz.Kpfw.III
Pz.Kpfw.III Ausf.A

Боевая масса, т 15,4
Длина, м 5,69
Ширина, м 2,81
Высота, м 2,34
Бронирование, мм
Лоб корпуса 15
Борта и корма корпуса 15
Лоб башни 15
Борта и корма башни 15
Крыша 10
Днище 5
Пушка 1 × 37-мм KwK 36
Пулемёты 3 × 7,92-мм MG-34
Боекомплект, выстрелов / патронов 150 / 4500

Во время польского похода 1939 года Красная армия сумела захватить повреждённый и брошенный солдатами вермахта немецкий танк PzKpfw III, а в ходе последующего военно-технического сотрудничества с Третьим рейхом было достигнуто соглашение о покупке ещё одного танка PzKpfw III Ausf. F. Обе немецкие машины были подвергнуты тщательному изучению, включая ходовые испытания и обстрел из 45-мм противотанковой пушки обр. 1937 года на бронетанковом полигоне в подмосковной Кубинке. Это позволило не только выявить их слабые места, преимущества и недостатки в сравнении с отечественными танками, но и получить достаточный опыт по их эксплуатации. Он пригодился впоследствии, когда в боях красноармейцы стали захватывать исправные или легко поддающиеся ремонту PzKpfw III. Существовали целые подразделения рангом до отдельных танковых батальонов, целиком оснащённые танками этого типа. Воениздатом было выпущено «Руководство службы по использованию трофейного танка Т-III». Вышедшие из строя по техническим причинам танки PzKpfw III подлежали ремонту. Комфортные условия работы экипажа, качественная оптика и радиостанция (хотя и несовместимая с принятым в Красной армии частотным диапазоном для межтанковой связи) привели к тому, что трофейные PzKpfw III стали излюбленными штабными машинами. В 1941—1942 годах вооружение PzKpfw III являлось вполне достаточным для борьбы с любым типом бронетехники, стоявшей на вооружении вермахта. Однако ощущалась нехватка трофейных боеприпасов калибра 37 и 50 мм. А в 1943 году орудия этих калибров стали недостаточными против брони новых и модернизированных немецких танков.

Результаты испытаний произвели очень большое впечатление на советское военное руководство — по уровню своей подвижности, защищённости и удобству работы экипажа PzKpfw III Ausf. F был признан в СССР лучшим иностранным танком в своём классе, по многим параметрам превосходя Т-26 обр. 1931 г.

В целом PzKpfw III являлся надёжной, легкоуправляемой машиной с высоким уровнем комфортности работы для экипажа, его модернизационный потенциал для 1939—1942 годов был вполне достаточен. Рациональное распределение обязанностей членов экипажа и ряд конструктивных решений этой модели (индивидуальная торсионная подвеска) оказали большое влияние на советскую школу танкостроения. С другой стороны, несмотря на надёжность и технологичность, перегруженная ходовая часть и объём подбашенной коробки, недостаточный для размещения более мощной пушки, не позволили ей удержаться в производстве дольше 1943 года, когда все резервы по превращению «лёгко-среднего» танка в полноценный средний были исчерпаны.

Первые бои

Боевой путь танков Panzer III начинается с 1939 года. К сожалению, информация о боевых столкновениях Pz.lll с польскими танками отсутствует. Можно сказать только, что «тройка» имела лучшую бронезащиту и маневренность, чем самый сильный польский танк 7ТР. К началу активных боевых действий на Западе — 10 мая 1940 года — панцерваффе располагали уже 381 танком Pz.lll и 60 — 70 командирскими танками. Правда, в боевой готовности находились лишь 349 машин этого типа. Pz.lll оказались вполне пригодными для борьбы с французскими легкими танками всех типов, но значительно хуже обстояли дела при встречах со средними D2 и S35 и тяжелыми В Ibis. Немецкие 37-мм пушки не пробивали их броню. «Тройки», как и немецкие танки других типов, принимали участие в операции на Балканах весной 1941 года. На этом театре главной опасностью для них были не малочисленные югославские и греческие танки и противотанковые пушки, а горные, подчас немощеные, дороги и плохие мосты.

Весной 1941 года Pz.III пришлось осваивать еще один театр боевых действий — североафриканский. 11 марта в Триполи начали разгружаться подразделения 5-й легкой дивизии вермахта, насчитывавшие в своем составе до 80 «троек». В основном это были машины модификации G в тропическом исполнении (trop) с усиленными воздушными фильтрами и системой охлаждения. Спустя пару месяцев к ним присоединились боевые машины 15-й танковой дивизии. На момент прибытия Pz.III превосходил любой английский танк, применявшийся в Африке, за исключением «Матильды». Первым крупным боем в ливийской пустыне с участием Pz.III стала атака английских позиций у Тобрука 30 апреля 1941 года силами 5-го танкового полка 5-й легкой дивизии. Наступление, предпринятое немецкими танкистами после длительной авиационной подготовки, оказалось безрезультатным. Особенно тяжелые потери понес 2-й батальон 5-го полка — одних Pz.III было подбито 24 единицы. Правда, все танки были эвакуированы с поля боя, и 14 машин вскоре вернулись в строй.

Надо сказать, что командующий германским Африканским корпусом генерал Роммель быстро сделал выводы, и в дальнейшем немцы фронтальных атак не предпринимали, предпочитая тактику фланговых ударов и охватов. Это было тем более важно, что к концу осени 1941 года ни Pz.III, ни Pz.IV уже не имели столь решающего, как весной, превосходства над большинством английских танков.

По состоянию на 1 июня 1941 года вермахт располагал 235 танками Pz.III с 37-мм пушками (еще 81 машина находилась в ремонте). Танков с 50-мм пушками было значительно больше — 1090! (Еще 23 машины находились в стадии перевооружения.) В течение июня от промышленности ожидалось поступление 133 боевых машин. Из этого количества непосредственно для вторжения в Советский Союз предназначалось 965 танков Pz.III. Надо сказать, что «тройки» в целом были равноценным противником большинства советских танков, в чем-то превосходя их, но в чем-то и уступая. По трем основным оценочным параметрам — вооружению, маневренности и броневой защите — Pz.III имел существенное превосходство только над Т-26. БТ-7 уступал немецкой машине в броневой защите, Т-28 и KB — в маневренности. Но по всем трем показателям «тройка» была слабее Т-34. Вместе с тем, Pz.III превосходил все советские танки по количеству и качеству приборов наблюдения, качеству прицелов, надежности двигателя, трансмиссии и ходовой части. Немаловажным преимуществом было стопроцентное разделение труда членов экипажа. Два последних обстоятельства, при отсутствии ярко выраженного превосходства в ТТХ в целом, позволяли Pz.III в большинстве случаев выходить победителем в танковых дуэлях. Впрочем, при встречах с Т-34, а тем более, с KB, добиться этого было весьма нелегко — хорошая оптика или плохая, но пробить их броню немецкая танковая пушка могла только с очень малой дистанции — не более 300 м.

За шесть месяцев 1941 года было безвозвратно потеряно 660 танков этого типа, за первые два месяца 1942-го — еще 338. При существовавших тогда темпах производства бронетанковой техники в Германии быстро восполнить эти потери было нереально. Поэтому танковые дивизии вермахта постоянно ощущали хронический недокомплект боевых машин. В течение всего 1942 года Pz.III оставались основной ударной силой «панцерваффе», в том числе и в ходе масштабных наступательных операций на южном фланге Восточного фронта. В Сталинградской битве и битве за Кавказ Pz.III понесли наиболее серьезные потери. В этих сражениях участвовали «тройки», вооруженные обоими типами пушек — в 42 и 60 калибров. Использование длинноствольной 50-мм пушки позволило отодвинуть дистанцию огневого боя, например, с «тридцатьчетверками», почти до 500 м. В сочетании с довольно мощной лобовой броней Pz.III шансы на победу обоих танков в значительной степени уравнивались. Правда, успеха в бою на такой дистанции немецкая машина могла добиться только при использовании подкалиберных снарядов PzGr 40.

Немецкий танк PzKpfw III Ausf. L на на платформе прицепа, который чаще всего использовался с 18-тонным
полугусеничным тягачом FAMO.



Немецкий средний танк PzKpfw III Ausf.J. У этой модификации был облегчен корпус,
а толщина лобовой брони была увеличена до 50 мм.



Panzer III - Panzerkampfwagen III Ausf. M (SdKfz 141/1)



http://ru.wikipedia.org/
http://milday.ru/
http://armor.kiev.ua
http://waralbum.ru/

Сообщение отредактировал Guard - Четверг, 15.03.2012, 15:16


Уважение: 55
Награды: 8
Облучение: 0%
Сообщение #5
Легкий колёсно-гусеничный Танк БТ-7



Наряду с Т-26 составляли основу советского танкового парка перед Великой Отечественной войной и в её начальный период. Участвовали в конфликтах с Японией (включая боевые действия на оз. Хасан и на р. Халхин-Гол), в Гражданской войне в Испании, в Советско-финской войне, в Польской кампании, в Великой Отечественной войне, в Советско-японской войне.

Тема колёсно-гусеничных боевых машин в конце 1920-х — начале 1930-х была весьма актуальна. Дело в том, что танки той эпохи были невероятно медлительными. Скорость первых «сухопутных дредноутов» не превышала 10 км/ч. На поле боя этого, вроде бы, хватало для сопровождения пехоты и прорыва оборонительной полосы противника. Но вот переброска танков на новый участок становилась головной болью. И дело не только в низкой скорости — ресурс гусениц тогдашних танков был также невелик: их хватало не более чем на 100 км.

Именно с этим, кстати, связано такое обилие бронеавтомобилей, выпускавшихся в мире до Второй мировой войны. Военным была крайне необходима боевая машина, обладающая высокой скоростью. И хотя недостатки бронеавтомобилей были всем понятны, только они могли занять нишу быстроходных боевых машин.

А что касается танков, то приходилось либо смиряться с их недостатками, либо подвозить танки к полю боя при помощи тяжёлых грузовиков, что довольно дорого.

Конструкторы многих стран соревновались в изобретательности, пытаясь найти самое удачное решение «колёсно-гусеничной проблемы». Однако их детища в основном оставались лишь смелыми экспериментами: развитие техники не стоит на месте и танки (обычные) постепенно избавлялись от «детских болезней». Скорость хода по шоссе у лёгких танков достигла 40—50 км/ч. Повысился ресурс гусениц. А колёсно-гусеничные гибриды отличались сложностью и ненадёжностью.

На первых прототипах БТ-7 устанавливался курсовой пулемёт справа от механика-водителя, а башня имела форму эллипса со скошенной крышей. Проект предусматривал возможность установки существующих на тот момент танковых пушек: 76-мм КТ-28 или ПС-3 и 45-мм образца 1932 года без изменений в конструкции башни. В нише башни располагалась вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 шт. 75-мм снарядов, либо радиостанция.

Модель 1937 года

Выпуск БТ-7 с конической башней начался в 1937 году.



Вооружение танка не изменилось, но боезапас возрос на 44 снаряда (он достиг 188, а в танках с радиостанцией — 145 снарядов). На всех линейных танках устанавливался пулемёт ДТ в кормовой нише. Танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, устанавливаемыми на маске пушки для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемёта в ночное время. Позже аналогичные фары ставили и на танки более ранних выпусков. На смену четырёхскоростной коробке передач пришла трёхскоростная. Были внесены изменения в трансмиссию и усилены пружины балансирных подвесок ведущих колёс колёсного хода. В 1938 году на подвесках были убраны резиновые бандажи. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали повсеместно заменять на мелкозвенчатую. Толщина лобовой брони БТ-7 в ходе модернизаций достигла 22 мм, а боевая масса возросла до 13,9 т. Всего было изготовлено 4727 танков БТ-7 образца 1937 года.

Кстати, испытания на НИБТ полигоне выявили, что переход с гусениц на колеса и обратно занимает больше часа, в то время как в руководстве службы значились 25-30 минут.

Боевые качества «семерок» снижал еще один фактор — отсутствие необходимого количества подготовленных танковых экипажей. Это обстоятельство усугубилось также тем, что в конструкцию танка подчас вносились изменения, облегчавшие его производство, а не эксплуатацию. Так, переход от четырехскоростной к трехскоростной коробке передач негативно сказался на маневренных качествах БТ-7. Неудачной была и конструкция новой коробки передач. Переключить передачу в движении мог только хорошо подготовленный механик-водитель. В большинстве же случаев для этого требовалась остановка танка.

Идя навстречу требованиям завода-изготовителя, АБТУ соглашалось на изменения, облегчавшие жизнь производственникам, нисколько не задумываясь о танкистах. А их в армии было немало — парк только одних танков БТ-7 в июне 1941 года количественно превосходил весь танковый парк вермахта, что было нужнее, показала война.

Первые бои


Боевое крещение танки БТ-7 получили во время сражения у реки Халхин-Гол. 29 июля 1938 г. вторгшиеся на советскую территорию японские части захватили высоту Безымянная (по другим источникам - сопка Заозерная). Для выдворения японских захватчиков командованием Дальневосточного фронта была разработана войсковая операция, в ходе которой была задействована 2-я механизированная бригада, танковые батальоны которой имели на вооружении танки БТ-7. Советские танкисты понесли серьезные потери от огня артиллерии японцев. И только после массированной бомбардировки и артиллерийского огня сопротивление было сломлено и японцы изгнаны с захваченной территории.

В конце мая 1939 г. в районе реки Халхин-Гол японские агрессоры начали полномасштабные боевые действия против советско-монгольских войск. Благодаря своим скоростным качествам танки БТ-7 11-й танковой бригады совершили стремительный 750-км марш по монгольским степям из района сосредоточения к месту боев и с ходу атаковали японцев у сопки Баин-Цаган. От огня вражеской артиллерии и смертников 11-я танковая бригада потеряла половину танков, а также убитыми и ранеными половину личного состава, но выполнила поставленную задачу.

Особенно большое упорство и героизм пришлось проявить танковым частям в боях советско-финляндской войны при прорыве «линии Маннер-гейма». В составе двух армий Ленинградского военного округа были задействованы три отдельных танковых батальона и пять танковых бригад, на вооружении которых состояли и танки БТ. Минные поля, ряды проволочных заграждений и гранитных надолбов, линии траншей и артиллерийский огонь из уцелевших дотов и дзотов, а также глубокий снежный покров лишали БТ главного - скорости и возможности маневра. Потери в технике были чрезвычайно велики.

Участие в Великой Отечественной войне


Боевая обстановка диктовала для слабо бронированного БТ-7 соответствующую тактику действий — ведение огневого боя из засад, с использованием естественных и искусственных укрытий, что увеличивало живучесть танка и позволяло подпустить вражеский танк на дистанцию, когда от 45-мм снаряда уже не спасала бы 30-мм броня. Высоким потерям танков способствовал устав танковых частей, по которому и в наступлении, и в обороне стрельба с места допускалась крайне редко (поэтому к тактике танковых засад перешли только осенью 1941 года, когда было потеряно около 85 % танков). Танки БТ-7 принимали участие в битве за Москву, Сталинград, вели бои на Северном Кавказе. В 1943 году они использовались на Ленинградском фронте, принимали участие в снятии блокады в 1944. Всю войну прослужили в тылу в учебных подразделениях. Последний раз БТ-7 принял участие в бою при разгроме Квантунской армии в августе 1945 года. Например, в составе 6-й гвардейской танковой армии, совершившей бросок через Большой Хинган, было около 211 БТ-7. Заключительным аккордом 10-летней боевой службы стал победный парад в Харбине.

Одним примеров удачного применения танков БТ являются боевые действия 28-й тд 12-го мк (дивизия была сформирована в марте 1941 г. в Риге на базе 27-й лтбр), которой командовал полковник И.Черняховский (впоследствии генерал армии, командующий 3-м Белорусским фронтом).

Незадолго до начала войны дивизия (без 28-го мсп, оставшегося в Риге) в составе корпуса выдвинулась из мест постоянной дислокации к госгранице и к 22 июня 1941 г. находилась в районе 20 км севернее Шяуляя. Первое боевое столкновение 28-й тд с танковыми соединениями 41-го мк немцев произошло 23 июня в районе Калтыненяй, юго-западнее Шяуляя. Согласно решению командира 12-го мк генерал-майора танковых войск Н.Шестопалова, 28-я тд и 202-я мед корпуса во взаимодействии с соединениями 3-го мк с утра 23.06.1941 г. наносили удар по вклинившемуся противнику с рубежа Варняй-Ужвентис в направлении Таураге. Совершив форсированный 50-км марш, танковые полки 28-й тд вышли в исходный район для наступления. После заправки горючим части дивизии продолжили марш в ожидании встречного боя, продвигаясь на Калтыненяй. В это время они были обнаружены авиацией противника и подверглись массированному воздействию с ее стороны, в результате которого из строя вышли 10 боевых машин. Одновременно были обнаружены танковые и моторизованные колонны немцев, двигавшиеся вдоль шяуляйского шоссе в направлении Скаудвиле—Расейняй— Калтыненяй. В первой линии шли средние танки Т-IV. Полковник Черняховский, не дожидаясь подхода частей 202-мсд и действуя без своего мотострелкового полка, принял решение атаковать противника одними танками головного 55-го тп: с фронта — 30, а с фланга — 17 машинами. В самом начале боя, при встречном выдвижении танков, немцам удалось сжечь 2 танка БТ-7 и 3 танка Т-26. Сам комдив в это время, находясь непосредственно в боевых порядках, руководил боем из своего командирского БТ-7.

Быстро маневрируя в складках местности и уклоняясь от огня немецких танков, БТ- 7 Черняховского сближался с противником. В перископ башни комдив увидел, как немецкий Т-IV примерно с 800 м зажег танк БТ-7. Развернув башню, командирский танк выстрелил — рикошет. Тогда, зайдя в борт Т-IV, с дистанции 400-500 м БТ-7 Черняховского зажег его. Одновременно БТ-7 сержанта Карло аналогичным образом подбил еще два Т-IV. Черняховский тут же по радио отдал приказ командиру полка майору С.Онищуку: «Перед тобой немецкие Т-IV. Правильно используй местность, подпускай их на 300-400 м и бей в борта! В борта!». Части 28-й тд в этом бою отбросили противника на 5 км и уничтожили 14 танков, 20 орудий и до батальона пехоты противника. Потери полка составили 13 танков. В этом бою погиб замкомандира полка майор Попов, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

В бою у местечка Пошили 25 июня 28-я тд наносила удар в направлении Каркленай—Полугуе—Ужвентис и была встречена ураганным огнем противотанковой и полевой артиллерии противника. Часть танков 55-го и 56-го тп прорвались в глубину расположения противника и разгромила выдвигавшуюся колонну мотопехотного полка, уничтожив при этом 3 тяжелых и 14 противотанковых орудий. В результате 4-х часового боя танковые полки 28-й тд уничтожили до 2-х батальонов пехоты и до 2-х батальонов взяли в плен, захватили 6 тяжелых и 24 противотанковых орудия, несколько танков и других единиц боевой техники. В этот день 28-я тд понесла самые большие потери в личном составе и технике. В район сбора не вернулось 84 танка. В бою погибли командир 55-го тп майор С.Онищук, комбаты майор Александров и капитан Иволгин, помощник комдива по технической части подполковник Соболев со своей ремонтной бригадой. Погибла вся 3-я рота 1-го батальона 55-го тп и ее командир лейтенант Мотвиненко. К 15.00 25.06.1941 г. в 28-й тд осталось менее 40 исправных танков. В течение 27 июня 28-й тд занимала оборону на южном берегу реки Мужа. К вечеру того же дня колонна вражеских танков начала обходить правый фланг дивизии. С фронта открыла огонь немецкая артиллерия. В ходе боя танкисты дивизии подбили 6 танков и уничтожили 2 орудия противника. Наши потери составили 8 танков. За период с 22 июня по 7 июля 1941 года боевые потери 28-й тд составили 133 танка, по техническим причинам вышло из строя 68 машин.

Тактико-технические характеристики (БТ-7М)
Классификация: легкий танк
Масса: 14.65 т
Экипаж: 3 человека
Габаритные размеры: длина – 5.66 м,
ширина – 2.29 м,
высота – 2.42 м
Броня: 20 мм – лоб корпуса,
13 мм – борт и корма,
15 мм – башня,
10 мм – крыша,
6 мм – днище
Вооружение: 45-мм пушка 20К образца 1934 года, 2х7.62-мм пулемета ДТ
Боекомплект: 188 выстрелов, 2394 патрона
Силовая установка: дизельный двигатель В-2 мощностью 373 кВт (500 л.с.)
Преодолеваемые препятствия: брод глубиной 1.20 м,
стенка высотой 0.75 м,
ров шириной 2.50 м,
угол подъема до 32 градусов
Максимальная скорость: по шоссе на колесах – 86 км/ч,
по шоссе на гусеницах – 62 км/ч
Запас хода: по шоссе на колесах – 700 км,
по шоссе на гусеницах – 600 км

Два советских танка БТ-7, брошенных на железнодорожной станции.
Лето 1941 года.
Скорее всего полевой эвак.пункт неисправной бронетехники, захваченный немецкими войсками в начальный период войны.



БТ-7 стоят музеях ВОВ на Поклонной горе, в ЦМВС, в г. В. Пышма и в музее ДВО (Хабаровск).



Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7 обр. 1937 г. (музей ВОВ Москва).



http://ru.wikipedia.org
http://www.ormira.ru
http://www.snariad.ru/
http://wikipedia.dn.ua/
http://armor.kiev.ua/

Уважение: 55
Награды: 8
Облучение: 0%
Сообщение #6


✯Каждому ☆своё★
✵По судьбе потребностей, намерений и деяний✵
* злой Добряк ✵
Уважение: 850
Награды: 102
Облучение: 0%
Сообщение #7


✯Каждому ☆своё★
✵По судьбе потребностей, намерений и деяний✵
* злой Добряк ✵
Уважение: 850
Награды: 102
Облучение: 0%
Сообщение #8
Taнk
Уважение: 173
Награды: 19
Облучение: 60%
Сообщение #9
ИС-3 интересная машина. Даже с одним Утёсом сила. :)

На въезде в учебный центр "Десна" такой стоял, говорили что на ходу. ( Весна 1992, танковый полк, первая казарма от "поля чудес")
Траки от ис- а к "машке " привязывали и по взлетке... Было дело :)
NAV

Уважение: 22
Награды: 4
Облучение: 0%
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: